Слова М.П. Пандита на Портале Интегрального Самопознания «Утренняя Роса»

Записи

Краткое Содержание Савитри Шри Ауробиндо

Природа Судьбы и Необходимость Боли (Краткое содержание «Савитри»: Книга VI. Песнь 2)

Краткое содержание Савитри

Природа Судьбы и необходимость Боли

Краткое Содержание «Савитри»

Книга VI. Песнь 2

Прервав мёртвую тишину, наступившую после ужасного вердикта Судьбы, провозглашённого Нарадом, царица с болью в сердце вопрошает: «O провидец, в чём смысл этой тайны горя и боли? Зачем это необходимо? Для чего Бог создал сей жестокий закон? Или же в его работу вмешалась некая губительная Сила, пред которой он беспомощен? Сама наша жизнь зарождается в стенаниях и муках. Смерть гнездится внутри нас. Мы подобны осаждённой крепости. На человека словно наложено проклятие. С самого начала ему противостоит двойственность этого мира. На каждом шагу его подстерегают ловушки, а ошибки и беды постоянно множатся.

Человек оказывается худшим врагом самому себе. Его наука уготавливает его же погибель. Он ничему не учится у истории и у Времени. Какова цель его существования здесь? Что заставило бессмертный дух, его душу, низойти на эту сцену боли и страдания из своей обители блаженства? Разве нет никакого высшего Существа, наблюдающего за этой жизнью на земле и помогающего ей? Или же здесь всем правит только суровая Неизбежность? А быть может, все это – огромная иллюзия?»

Подробнее

 
Краткое Содержание Савитри Шри Ауробиндо

Слово Судьбы (Краткое содержание «Савитри»: Книга VI. Песнь 1)

Краткое содержание Савитри

Слово Судьбы

Краткое Содержание «Савитри»

Книга VI. Песнь 1

Нарад из высших бессмертных сфер, напевая, направляется вниз, к земле.  По мере приближения к земной сцене неведения и борьбы происходит изменение в его настроении и меняется тема его песни. Он нисходит во дворец Царя Ашвапати в Мадре, где его тепло встречают при царском дворе.

Он поёт о тяготах людей, о тайной радости позади боли и о лотосе-сердце любви. Во время его пения лучезарной и стремительной поступью входит Савитри. Ореол восхитительной радости окружает её. Нарад смотрит на неё внутренним взором и узнаёт о ней всё, но не показывает своего знания, а вопрошает её, откуда она принесла то величие, что её озаряет. Без сомнения, она побывала в каких-то более великолепных краях, нежели земля, и впитала в себя радость тех небесных прибежищ богов! Он говорит о её красоте и её лучезарном счастье, но сомневается, позволит ли земной рок сохранить всё это.

Подробнее

 
Краткое Содержание Савитри Шри Ауробиндо

Сатьяван и Савитри (Краткое содержание «Савитри»: Книга V. Песнь 3)

Краткое содержание Савитри

Сатьяван и Савитри

Краткое Содержание «Савитри»

Книга V. Песнь 3

Оба, и Савитри, и Сатьяван узнают друг друга в глубинах своего существа.

Сатьяван молвит: «Ты, что превосходишь смертных, как твое имя? Я знаю, что могущественные Боги являются друзьями земли; я долго странствовал душой и видел за формами много удивительного, я наблюдал за нимфами и узрел Божество. Боюсь, что ты тоже явилась из страны бессмертных, хотя я охотнее предпочел бы, чтобы ты оказалась человеком и была бы доступной для нас. Если ты способна обитать на земной тверди, то спустись с колесницы и пойдём к нам. Здесь неподалёку находится уединённое жилище моего отца».

Она ответствует: «Я — Савитри, принцесса Maдры. Но кто ты? Почему ты здесь, когда твоя великолепная юность требует свершения героических деяний где угодно, но только не здесь, в лесной глуши?»

Сатьяван: «Прежде Дьюматсена был королём всех земель, что простираются за этими вершинами, пока злой Рок не сделал его слепым и он ни прибыл сюда в изгнание. Я — его сын, Сатьяван; я был доволен жизнью здесь, поскольку я ещё не знал тебя.

Я жил в лесной чаще, на лоне Природы. До меня долетало эхо гласа Божьего, я чувствовал его скрытое прикосновение, но не мог крепко охватить его тело. Я видел людей, частиц единого Божественного Бытия, живущих, как Его осколки, отдельно друг от друга, каждый замкнут внутри самого себя. Я сидел в медитации с лесными мудрецами и узрел Единого во всём. Но при всём при этом Материя продолжает пребывать без своего Бога. Смерть и Неведение продолжают существовать. Однако теперь, когда явилась Ты, всё изменится. Мое тело будет свободным, как и мой дух».

Савитри: «Расскажи побольше о себе, Сатьяван, рассказывай, пока мой ум не постигнет истину наших отношений, которую чувствует моё существо».

Сатьяван: «Савитри, слова не могут выразить того, что ты для меня значишь. Вся моя жизнь шла к этому грандиозному моменту, я вижу, что я — душа, подготовленная на земле для тебя.

Раньше я был таким же, как и любой другой человек, живущий обычной повседневной жизнью. Но вот во мне забрезжили проблески более глубокого Я, и меня поманила Тайна, сокрытая позади жизни. Я искал смысл жизни с помощью Мысли, но, как оказалось, она — неподходящий проводник. Я стремился раскрыть эту тайну посредством Красоты и Искусства, но Форма не могла показать Силу, обитающую внутри. Когда я смотрел на мир, я терял своё истинное Я, когда я находил своё истинное Я, я терял мир.

Я не мог найти связующего звена; но ныне золотое звено пришло твоими ногами; я чувствую божественное дыхание. Всё вокруг в предвкушении и ждёт тебя. Сойди, войди в мою жизнь, ставшую твоим храмом».

Савитри: «Я услышала тебя, и я знаю, что ты — это он».

Она спускается с колесницы, срывает цветы, быстро сплетает гирлянду и возлагает её на грудь Сатьявану, как цветочный символ своей жизни, которую она предлагает ему. Она наклоняется и благоговейно касается руками его стоп.

Сатьяван заключает её в свои обьятья, и Савитри чувствует, как её существо потоком вливается в него, как река в величественный океан.

Оба растворяются друг в друге и становятся единым целым. Извечный Бог и его Супруга обвенчались еще раз, уже на земле, и теперь эти Двое начинают новую, более великую Эпоху.

Затем он ведёт её по узкой тропинке и показывает хижину отшельника через просвет в лесной чаще. Савитри растрогана до глубины души и молвит: «Теперь я должна вернуться в дом моего отца, но моё сердце останется здесь. Я скоро возвращусь к тебе, чтобы никогда не разлучаться вновь».

Она поднимается в свою колесницу и мчится назад, не спуская глаз с удаляющейся фигуры Сатьявана.

 
Краткое Содержание Савитри Шри Ауробиндо

Сатьяван (Краткое содержание «Савитри»: Книга V. Песнь 2)

Краткое содержание Савитри

Сатьяван

Краткое Содержание «Савитри»

Книга V. Песнь 2

В этот день дорога сворачивает к нескольким людским жилищам.

Одинокая тропинка устремляется в обширный зелёный лес. Здесь Савитри впервые встречает того, ради кого она приехала в такую даль. Он появляется на самом краю леса, высокий и стройный, как копьё Бога. В его облике присутствует благородство, покой, красота и жизнерадостность.

Мудрость неблагоприятной Судьбы привела его сюда, в самое лоно Матери-Природы, где он стал мудрее, непосредственно участвуя в деятельности Природы.

Этим утром, побуждаемый внутренним голосом, он свернул со своих привычных троп к этому месту.

Вначале его фигура предстаёт перед взором Савитри как часть лесной сцены. Затем внезапно что-то переполняет её изнутри, и её видение изменяется. Её сердце глядит на него и знает его лучше, чем свои собственные струны. Она удивлена и захвачена. Всё в её существе устремляется к нему навстречу. Она подпадает под чары лика, который она видит. Она вскрикивает. Колесница останавливается.

Подробнее

 
Краткое Содержание Савитри Шри Ауробиндо

Предначертанное Место Встречи (Краткое содержание «Савитри»: Книга V. Песнь 1)

Краткое содержание Савитри

Предначертанное Место Встречи

Краткое Содержание «Савитри»

Книга V. Песнь 1

Приблизился час встречи, а также предначертанное для этого место. Сама не ведая того, Савитри почти достигла своей цели.

Ничего на самом деле не происходит случайно. Это лишь видимость. Всё движимо Всеведением, и всё происходит в должное время и в предначертанном месте.

Савитри, наконец, достигает места новой жизни и счастья. Предвкушение чего-то значительного витает в воздухе. Горы, леса, воды, птицы – всё погрузилось в грёзы счастья. Словно начался роман между Землёй и её возлюбленным, Небом.

За всем за этим присутствует величественный покой Природы. Ибо человек ещё не потревожил первозданного мира этого края. Вдали простираются грандиозные горы, вздымающиеся к небу подобно погружённым в медитацию аскетам.

Это – сцена, выбранная неописуемой Матерью всего, воплотившейся в форме Савитри, для её краткого счастья. Здесь, в уединении, начинается её роль в борьбе и радости мира. Здесь Любовь встречает Савитри.

 
Учение Шри Ауробиндо

Психическое Существо (Йога Шри Ауробиндо — I)

Учение Шри Ауробиндо

Психическое Существо

Йога Шри Ауробиндо — I

Обычно человек сознает только небольшую часть самого себя. Ему известны только ум, которым он мыслит и действует, жизненная энергия, движущая и поддерживающая его, и физическое тело, в котором заключены жизнь и разум. Но это только его малая часть, внешнее существо. Он обладает более обширным, внутренним существом, чьей проекцией в действительности и является внешнее.

За обычным умом, ограниченным в средствах  познания и формах активности, находится внутренний разум с более могущественными способностями и обширным полем действия. За жизненной сущностью, сдерживаемой рамками её воплощения здесь, находится внутренняя эссенция жизни, обладающая более обширным и свободным динамизмом. А в противовес физической структуре, настолько очевидно ограниченной, существует тонкое физическое тело с более обширными возможностями. Эти три, внутреннее ментальное, внутренняя жизнь или витальное и внутреннее физическое – маномая пурушапранамая пуруша и аннамая пуруша, о которых говорится в Упанишадах — составляют вместе внутреннее существо человека.

Подробнее

 
Учение Шри Ауробиндо

Учение Шри Ауробиндо

Учение Шри Ауробиндо

Учение Шри Ауробиндо

Совершенный Человек в совершенном Обществе был мечтой многочисленных пророков и святых, философов и мистиков с незапамятных времен. Каким бы несовершенным не являлся человек в настоящее время, он может достигнуть всевозрастающего совершенства в себе и своих соплеменниках. И он может сделать это путем развития своего собственного сознания за пределы узких границ своего ума и органов чувств. Потому что именно состояние сознания человека предопределяет степень его совершенства или несовершенства.

Ведические провидцы говорили о Ритам Джйоти, Свете-Истине, обретя который человек достигает Бессмертия, верховного Знания, Силы и Блаженства. Точно так же Риши Упанишад ссылаются на Махас или Виджняну, смутно вырисовывающуюся над Планами Манаса (санскр. чувственный ум в противоположность интеллекту – пер.), посредством которой человек достигает великолепий Знания и Свободы. В наши дни эту древнюю веру в Судьбу Человека во всей её полноте возродили Шри Ауробиндо и Мать. Они предрекли расцвет возрастающего совершенства в человечестве, как неизбежный результат развития высшего Сознания, духовной Силы-Истины, находящейся превыше сферы Разума – сознания, которое они назвали Сверхразумом, и посвятили свою жизнь приближению часа воцарения и проявления этого Сознания-Истины на земле.

Целью данной книги является рассмотрение принципов этого Высокого Учения и раскрытие значения Человека, Природы и Бога в свете истин этого Знания.

М.П. Пандит

Подробнее

 
Краткое Содержание Савитри Шри Ауробиндо

Поиск (Краткое содержание «Савитри»: Книга IV. Песнь 4)

Краткое содержание Савитри

Поиск

Краткое Содержание «Савитри»

Книга IV. Песнь 4

Вначале ум Савитри увлечён непривычными сценами, открывающимися перед ней по пути следования её колесницы. Но вскоре в ней пробуждается более глубокое сознание, и она начинает воспринимать всё, как часть самой себя, будто давно ей знакомое. Возвращаются старые воспоминания и появляется ощущение непрерывности цели и деятельности, берущих начало в далёком прошлом.

Некое водительство направляет движение её колесницы; её двигают божества, которые всегда действуют из-за завесы, предопределяя судьбу, являющуюся ничем иным, как волей Духа. Безмолвное Присутствие свыше выбирает каждый поворот на пути.

Её дорога пролегает через густонаселенные города, форты, сады и храмы. В ночное время она отдыхает во дворцах, встречающихся на пути. Затем начинается сельская местность, где ещё не потревожена Природа, где нет ещё людей с их человеческими заботами и радостями. Она чувствует близость Земли и слышит её бессловесный голос.

Подробнее

 
Краткое Содержание Савитри Шри Ауробиндо

Призыв к Поиску (Краткое содержание «Савитри»: Книга IV. Песнь 3)

Краткое содержание Савитри

Призыв к Поиску

Краткое Содержание «Савитри»

Книга IV. Песнь 3

М.П. Пандит

Одним светлым, прекрасным утром, когда воздух наполнен предвосхищением новых открытий, Ашвапати слышит едва различимый голос нерождённых Сил:

«O, люди – марионетки Судьбы, вам не предначертано вечно кружиться на малых орбитах ваших крохотных сущностей. Вы созданы из субстанции Бессмертного, в клетках вашей природы заключены могущественные Силы. Более великая судьба ожидает вас. Если вы только захотите, вы сможете обрести истинное видение, превзойти свой смертный ум и обрести божественность. Помимо земли, по которой вы ступаете, есть и другие сферы существования, есть свет позади вашей жизни. Бессмертные Силы ждут своего воплощения в вас. Земля уповает на это изменение и стремится к нему, но огонь горит всё ещё очень слабо в людских сердцах. Люди по-прежнему влюблены в своё невежество. Огни нисходят с небес, но они вынуждены возвращаться из-за людского отрицания и сопротивления Бессознательного».

Голос умолкает. И, будто отклик от богов, во всём своём великолепии и ничем не затмеваемой красоте к Ашвапати приближается Савитри. Физическое восприятие Ашвапати отступает на задний план, и он видит за внешним обликом Савитри великий неизвестный Дух, воплощённый в его ребёнке. Побуждаемый из незримых Высей, он обращается к ней:

«O Дух, путник Вечности, ты прибыл, чтобы свершить огромный труд. Ты снизошёл на землю не один. Здесь тебя ждёт предначертанная тебе душа, которая раскроет тебе твою миссию и твою силу. Отправляйся и найди её, свою вторую половину. Ты не нуждаешься ни в каком ином проводнике, кроме Того, кто пламенеет в твоей груди. Тот, кто должен стать твоим суженным и спутником в путешествии по жизни, ждёт тебя. С ним тебе предстоит встретить испытание Небес – жизнь, прорваться через огромные искажения Природы и подняться к божественным высотам».

Эти слова, подобно Мантре, погружаются в её существо и сеют семя преображения. Она пробуждается в новой обширности сознания, и ей становятся близки и понятны тайны незримых царств.

Перед рассветом следующего дня Савитри отправляется на поиск.